Самые важные изменения в польском законе о Государственном Судебном Реестре за 2018 год

Предприниматели осуществляющие свою деятельность на территории Польши в 2018 году столкнулись с рядом нововведений в праве, связанных с процессом регистрации новых юрлиц или изменений данных юрлиц в Государственном Судебном Реестре (сокращенно – KRS). 

Данная сфера деятельности в Польше называется регистрационным судопроизводством. Непосредственно регистрационным судопроизводством занимаются специальные отделы районных судов общей юрисдикции – экономические отделы KRS

До 2018 года данная сфера деятельности судов сталкивалась с постоянным ростом количества регистрационных дел, а вслед за этим – увеличением издержек и сроков рассмотрения таких дел. Рассмотрению и судебной проверке подлежали не только регистрация юридических лиц или внесение изменений в реестр, но также такие, казалось бы, чисто технические действия как подача ежегодного финансового отчета

Обязанность имплементации Директивы Европарламента и Совета ЕС от 13.06.2012 №2012/17/UE, касающейся интеграции центральных реестров, торговых реестров и реестров коммерческих юрлиц (сокращенно – Директива BRIS), ускорила принятие Сеймом ряда правительственных проектов в области усовершенствования регистрационного судопроизводства. Сами проекты в качестве своих целей указывали на слишком долгий период рассмотрения регистрационных дел, дороговизну регистрации и внесения изменений в реестр, необходимость оптимизации процесса обмена данными между различными органами власти, возникающие у суда трудности при принуждении членов соответствующих органов юрлиц к назначению иполнительного органа юрлица, а также привлечении их к ответственности за неисполнение таких требований суда и т.д.

2018 год ознаменовался принятием двух важнейших, с точки зрения ведения бизнеса в Польше, законов:

  1. закона от 26 января 2018 года о внесении изменений в закон о Государственном Судебном Реестре и некоторые другие законы,
  2. закона от 6 декабря 2018 года о Национальном Реестре Должников (содержащего, кроме прочего, поправки в закон о Государственном Судебном Реестре).

С практической точки зрения самыми важными можно признать следующие поправки:

1. Создание интернет-портала для подачи ежегодных финансовых отчетов юридических лиц

Первый из указанных выше законопроектов предусмотрел создание Репозитория Финансовых Документов – интернет-портала на котором собраны все поданные юридическими лицами ежегодные финансовые отчеты. Более того, с 15 марта 2018 года подача ежегодных финансовых отчетов стала возможна только путем бесплатного опубликования их в Репозитории. Исключением из этого правила является подача платного заявления в другой электронной системе – S24. Таким образом полностью была исключена подача финансовых документов в бумажной форме.

Суды, а вместе с ними и предприниматели, были освобождены от обязательной подробной проверки финансовых документов на предмет их соответствия действующему законодательству в области бухучета и регистрационного судопроизводства. Теперь подача финансового отчета носит характер исключительно технический (в частности, электронная система проверяет наличие у лица, подающего финансовый отчет, электронной подписи или защищенного профиля ePUAP), а сами финансовые отчеты не приобщаются к «бумажным» материалам регистрационного дела.

Сведения поданные в Репозиторий являются открытыми и каждый может свободно проверить данные указанные в финансовом отчете интересующего его юридического лица. 

Кроме того, с 1 октября 2018 года все финансовые отчеты юридических лиц должны быть составлены в электронной форме и подписаны электронной подписью или защищенным профилем ePUAP. Данные изменения не касаются юрлиц, которые составляют финансовые отчеты в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности. 

2. Возможность подачи ежегодных финансовых отчетов юридических лиц представителями по доверенности – адвокатами и юридическими советниками 

Закон от 6 декабря 2018 года о Национальном Реестре Должников, принятый Сеймом, в настоящее время ожидает подписи Президента Польши. 

По сути рассматриваемая здесь поправка является своего рода «работой над ошибками» законодателя. 

Новые нормы устраняют существующий пробел закона, который не позволял профессиональным представителям (адвокатам, юридическим советникам и иностранным юристам) подавать годовые финансовые отчеты своих доверителей в Репозиторий Финансовых Документов.

Данный пробел создавал серьезные проблемы для иностранных директоров польских фирм, ибо одним из требований для подачи ежегодного финансового отчета через Репозиторий было наличие у директора (члена правления) уникального персонального номера PESEL. Получение этого номера для нерезидентов Польши было затратным и долгим. Долгожданная поправка в закон должна исправить это неудобство.

Согласно новой редакции ст. 19e Закона о Национальном Судебном Реестре, заявление о подаче годового финансового отчета может быть подписано адвокатом, юридическим советником или иностранным юристом при наличии доверенности и при условии, что Верховная Палата Адвокатов и Национальный Совет Юридических Советников предоставили их номера PESEL (уникальный персональный номер физического лица) в распоряжение судов и министра юстиции. В этом случае адвокат, юридический советник или иностранный юрист обязан сослаться на выданную ему доверенность и подписать заявлениеэлектронной подписью.

3. Обязанность предоставления в регистрационный суд данных о почтовых адресах членов органов юридического лица

Закон от 26 января 2018 года предусмотрел также обязанность юридических лиц с 15 марта 2018 года информирования регистрационного суда о:

  • актуальном почтовом адресе или о любом его изменении каждого из членов исполнительного органа, ликвидатора или прокурента юридического лица. Соответствующая справка должна быть подписана самим членом исполнительного органа, ликвидатором или прокурентом и приложена к ближайшему заявлению в регистрационный суд (будь то заявление об изменении информации в реестре или заявление о ликвидации юрлица),
  • актуальном почтовом адресе или о любом его изменении каждого из членов органа (или физического лица), ответственного за назначение исполнительного органа юридического лица (чаще всего таким ответственным органом будет Общее Собрание Участников юрлица). Соответствующая справка должна быть подписана самим членом органа (или физическим лицом) и приложена к ближайшему заявлению в регистрационный суд (будь то заявление об изменении информации в реестре или заявление о ликвидации юрлица)

Крайний срок подачи таких справок – 15 сентября 2019 года. После этой даты юридическим лицам не выполнившим данную обязанность стоит ожидать получения судебного требования о подаче соответствующей информации.

Данные изменения призваны устранить трудности, возникающие у судов, связанные с получением корреспонденции из суда, а также невозможностью фактического привлечения к ответственности членов органов юридического лица за невыполнение требований законодательства.

Подача вышеуказанной информации не потребует оплаты.

Описанные выше изменения законодательства, произошедшие в 2018 году, являются первыми шагами на пути к полной информатизации процесса ведения реестра KRS, что позволит ускорить связанные с этим процедуры и существенно разгрузить суды общей юрисдикции. Согласно планам польского правительства, с 2020 года ведение регистрационных дел и подача заявлений в KRSбудет осуществляться исключительно в электронной форме, что значительно упростит ведение бизнеса и увеличит доверие к судебной системе. 

Приглашаем Вас к сотрудничеству с Адвокатской конторой Dudkowiak Kopeć Putyra, юристы которой обладают широкими знаниями и богатым опытом в области юридического сопровождения деятельности иностранных юридических лиц не только в Польше, но также на территории всего Европейского Союза:

info@dudkowiak.com

dushakov@dudkowiak.com