КИК и бизнес в Польше

Новеллизация Налогового кодекса Украины

Уже 1 января 2021 года в силу вступят изменения в Налоговый кодекс Украины, вводящие в правовой оборот институт контролируемых иностранных компаний (КИК). Новые нормы кодекса будут касаться только физических и юридических лиц, которые являются налоговыми резидентами Украины. 

Учитывая значительно возросший в последние годы объем экономических и деловых связей Украины с Республикой Польша, данные изменения коснутся значительного числа лиц, чей центр жизненных интересов находится в Украине и при этом, непосредственно или опосредованно, ведущих бизнес в Польше. 

 

Контролирующее лицо

С точки зрения новых норм налогового кодекса, важным является установление того, кто является контролирующим лицом (физическим или юридическим), на которое и будет возложен ряд обязанностей, связанных не только с подачей отчетности, но также и оплатой нового вида налога на прибыль КИК в Украине.

Контролирующее лицо признается таковым, если оно:

1. Прямо или опосредованно владеет более чем 50% долей/акций в уставном капитале иностранного юридического лица,

2. Прямо или опосредованно владеет более чем 25% (в 2021-2022 годах, после - более 10%) долей/акций в уставном капитале иностранного юридического лица, при этом совокупно более 50% долей/акций данного юрлица находится во владении налоговых резидентов Украины,

3. Самостоятельно либо вместе с иными налоговыми резидентами Украины осуществляет фактический контроль над КИК (может давать органам иностранного юрлица обязательные к исполнению указания, контролировать банковский счет, совершать существенные сделки от имени этого юрлица и т.д.),

При этом, стоит отметить, что в случае, если ни один из налоговых резидентов Украины не владеет или не контролирует долю в размере 25% и более, а также не признает себя лицом, контролирующим данную долю, то, согласно новым нормам, все такие лица будут признаваться контролирующими со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Контролируемые иностранные компании

Контролируемыми иностранными компаниями признаются не только юридические лица, но также и компании, не имеющие статуса юридического лица (трасты, партнерства, фонды и т.д. согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины). Таким образом, под действие новых норм подпадут также некоторые польские товарищества, прибыль которых облагается налогом на прибыль, т.н. spółki osobowe(S.K.A. и с 1 мая 2021 года также - sp.k. и некоторые sp.j.).

 

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для налога на доходы физических лиц (налог на прибыль предприятий) контролирующего лица является часть скорректированной прибыли КИК, пропорциональная доле, которой владеет или которую контролирует такое физическое (юридическое) лицо на последний день соответствующего отчетного периода, по которому рассчитывается скорректированная прибыль КИК, и:

- включается в состав общего годового налогооблагаемого дохода контролирующего физического лица, или

- по результатам отчетного налогового года увеличивает объект налогообложения налогом на прибыль предприятий контролирующего лица.

Скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании не подлежит включению в общий налогооблагаемый доход и не является объектом налогообложения налогом на прибыль предприятий контролирующего лица в случае соблюдения следующих условий:

- между Украиной и иностранной юрисдикцией местонахождения (регистрации) контролируемой иностранной компании является действующий договор об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией (между Украиной и Польшей такой договор был заключен в 1993 году, и он продолжает действовать) 

выполняется любое из следующих условий:

- контролируемая иностранная компания фактически платит налог на прибыль по эффективной ставке, которая является не меньше базовой (основной) ставки налога на прибыль предприятий в Украине (18%), или меньше такой ставки не более чем на пять процентных пунктов (т.е. не меньше 13%), или

- доля пассивных доходов контролируемой иностранной компании составляет не более 50 процентов общей суммы доходов контролируемой иностранной компании из всех источников.

Независимо от вышеуказанного, скорректированная прибыль КИК не подлежит включению в общий налогооблагаемый доход и не является объектом налогообложения налогом на прибыль предприятий контролирующего лица в случае, если выполняется любое из следующих условий:

- общий совокупный доход всех контролируемых иностранных компаний одного контролирующего лица из всех источников по данным финансовой отчетности не превышает эквивалент 2 миллиона евро на конец отчетного периода;

- контролируемая иностранная компания является публичной компанией, акции (доли) которой обращаются на признанной фондовой бирже;

- контролируемая иностранная компания является организацией, которая в соответствии с законодательством соответствующей иностранной юрисдикции осуществляет благотворительную деятельность и не распределяет доходы в пользу ее учредителей (участников).

 

Ставка налога на прибыль КИК 

В зависимости от того, в каком виде налоговый резидент Украины получает доход от контролируемого КИК, а также, в зависимости от того является ли контролирующее лицо физическим или юридическим, применяются различные ставки налога, начиная от 5% + 1,5% военного сбора и заканчивая 18% + 1,5% военного сбора.

Законом о КИК введено две формы отчетности о контролированных иностранных компаниях, а именно: 

- отчет о контролируемой иностранной компании,

- уведомление о получении или прекращении участия в контролируемой иностранной компании.

 

Отчет о контролируемой иностранной компании

Контролирующее лицо обязано подавать отчет о контролируемой иностранной компании в контролирующий орган одновременно с представлением годовой декларации об имущественном состоянии и доходах (до 01 мая) за соответствующий календарный год.

К отчету о контролируемой иностранной компании прилагаются заверенные надлежащим образом копии финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, подтверждающие размер дохода контролируемой иностранной компании за отчетный (налоговый) год.

Интересно то, что по польскому законодательству утверждение финансовой отчетности может произойти до 30 июня года следующего за отчетным, а следовательно вышеуказанные правила утвержденные украинским законодательством фактически сокращают этот срок для компаний, которые контролируются налоговыми резиденты Украины.

 

Уведомление о получении или прекращении участия в контролируемой иностранной компании

Физическое лицо – налоговый резидент Украины или юридическое лицо – налоговый резидент Украины обязано сообщать контролирующему органу о:

- каждом непосредственном или опосредованном приобретении доли в иностранном юридическом лице;

- основании, создании или приобретении имущественных прав на долю в активах, доходах или прибыли образования без статуса юридического лица;

- каждом отчуждении доли в иностранном юридическом лице или прекращении осуществления фактического контроля над иностранным юридическим лицом;

- ликвидации или отчуждении имущественных прав на долю в активах, доходах или прибыли образования без статуса юридического лица.

Уведомление направляется в контролирующий орган в течение 60 дней с дня такого приобретения (начала осуществления фактического контроля) или отчуждения (прекращение фактического контроля), кроме случая, когда КИК является публичной компанией.

 

Санкции

Штрафы за не подачу отчетности или не уведомлении о приобретении (отчуждении) прав в КИК значительны, и начинаются от 200 тысяч гривен. 

 

Влияние закона о КИК на бизнес в Польше

Подводя итог, необходимо отметить, что на момент написания данного материала ставка налога на прибыль компаний в Польше составляет 19% или 9%. Причем меньшая из ставок применяется в случае, если компания является малым налогоплательщиком, а годовая величина доходов компании не превышает 1,2 млн евро (с 1 января 2021 года - 2 млн евро). 

Таким образом в нынешнем виде нормы касающиеся налогообложения КИК будут касаться прежде всего налоговых резидентов Украины, имеющих под контролем несколько польских компаний, прибыль которых облагается преференционной ставкой 9%, а общий совокупный доход всех КИК (польских или иных иностранных) этого контролирующего лица из всех источников по данным финансовой отчетности превышает эквивалент 2 миллиона евро на конец отчетного периода.

Чтобы не запутаться в огромном количестве норм и исключений, касающихся нового правового института КИК, а также, чтобы определить каким образом новые нормы украинского Налогового Кодекса повлияют на ведение Вашего бизнеса в Польше, Вам стоит обратиться за разъяснением к профессионалам. Юристы нашей конторы Dudkowiak Kopeć Putyra sp.j(Польша) совместно с нашим партнером - адвокатом из Украины - Владимиром Мисечко помогут Вам определить точный объем обязанностей, возложенных на Вас украинским законодателем, определить риски связанные с этим и, постараются найти для Вашего польского бизнеса оптимальную модель, которая поможет избежать возможных рисков в будущем.

 

Внимание!

17 декабря 2020 года был принят Верховной Радой Украины Законопроект 4065, который переносит вступление в силу Закона о КИК на один год, но на день написания этого материала текст Закона еще не подписан Президентом Украины и не опубликован. Это хорошая новость для лиц, подпадающих под этот закон, т.к. у них появляется больше времени для эффективного структурирования и оптимизации своего бизнеса с целью подготовки к грядущим изменениям.

Приглашаем к сотрудничеству: info@dudkowiak.com